запуск новой педагогической магистратуры МГИМО

2 ноября в Одинцовском филиале МГИМО стартовала новая магистерская программа «Современная педагогика и образовательный дизайн»

Выдаются такие дни, когда время расширяется, как «вырвавшаяся на свободу» пружина, границы стираются. 

Такие дни вмещают бесконечное количество событий, которые проливают свет на все происходящее и определяют будущее. 

27 октября Анатолий Торкунов, ректор МГИМО (У) МИД России, председатель Общественной Палаты Московской области, принял участие сразу в серии встреч, значимых для развития университета, Одинцовского городского округа и образования нашей страны.

Утро началось с обсуждения смысловой и архитектурной концепции школы «Новый взгляд», которая откроется в Хамовниках в сентябре 2023 года, в партнерстве и при поддержке университета. Задача, которую сейчас решает рабочая группа с участием Елены Араловой, директора Martela в России, учредителя проекта EdDesign, волнует весь мир, как «пересобрать» школу. 

Мы стремимся создать среду, которая будет развивать исследовательский интерес, креативное и предпринимательское мышление в детях и учителях, среду, открытую новым формам — акселераторам ученических проектов, всевозможным коллаборациям и социальным связям, которые могут послужить поводом для нового опыта. Среду создают люди. Получается, что нужно подготовить команды, которым будет созвучна ценностная рамка и которые будут владеть современными педагогическими технологиями и практическими навыками, будут носителями того опыта, который мы хотим передать детям для их устойчивости в современном мире.

Небольшую образовательную экспедицию разработали дети в команде с лидерами лицея.

С пространством и организацией обучения в лицее Анатолия Васильевича познакомили ученицы старших классов —  Лилия Газизуллина и Анастасия Плавельская, рассказали о системе управления временем лицеистов, которая складывается из индивидуального расписания (а оно в лицее персональное для каждого старшеклассника) и цифрового инструмента для навигации по нему. 

Особенное внимание юные эксперты уделили средовым решениям — зонам коворкинга, предназначенным для индивидуальной и групповой работы, трансформируемым помещениям, в которых в этом году проходит игровая модель посольства, получившая название «Министерство инновационной дипломатии».  Также ученицы познакомили с особенностью тьюторской службы, в которой с лицеистами работают действующие спортсмены, выступающие в роли персональных коучей, сопровождающих личностное и профессиональное развитие детей. «Мотивирующая встреча, очень теплые впечатления от разговора. Нам — и лицеистам, и учителям — важно встречаться с мгимовцами, «соучаствовать»  в жизни большого университета, развивать нашу общность», — делится впечатлениями Илья Демаков, заместитель директора лицея по содержанию образованию.

Дальше на повестке была встреча с сообществом учителей, тьюторов, будущих лидеров образования, которые устремлены в будущее и готовы создавать новую среду через собственную трансформацию и актуальные педагогические практики.

Ректор в команде с лидерами образовательных проектов университета — Артемом Мальгиным, первым проректором МГИМО, Романом Котовым, директором лицея, Анжеликой Мирзоевой, директором школы бизнеса МГИМО, познакомился с участниками новой магистерской программы «Современная педагогика и образовательный дизайн», которая стартует в Одинцовском филиале университета 2 ноября.

Идея создания педагогической магистратуры родилась в ответ на вызовы нового времени. В моменте мы проживаем ситуацию огромного дефицита учителей в целом и в особенности учителей, способных работать на уровне смыслов и ценностей, формировать мировоззрение, развиваться и перестраиваться с учетом запросов современных детей.

Интеллектуальным ядром кафедры и магистратуры станут эксперты программы «Родитель — Учитель» — Марина Александровна Пинская и Витольд Альбертович Ясвин.  Марина Александровна возглавит магистерскую программу, Витольд Альбертович Ясвин — кафедру «Образовательных систем и педагогических технологий». 

Анатолий Торкунов делился с коллегами своим видением магистратуры, основную задачу которой он видит в обновлении модели компетенций учителя и формировании школьных команд, которые смогут реализовать человекоцентрированный подход, лучшие мировые педагогические практики, и проектировать собственные методики и проекты. Ректор подчеркнул, что речь о спокойных эволюционных процессах, которые органичны для нового поколения детей и реалий современной действительности. «Сократовский метод вкупе с принципами гуманистической педагогики и соучастного проектирования, формирование и развитие чувства сопричастности, присвоения учебных целей, среды, чувства партнерства, «соработничества», если хотите».

«Мы создаем проект, которого не было. Это исторический момент, который, вероятно, мы осознаем позже», — делится радостью Витольд Ясвин, доктор психологических наук, профессор МГПУ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кавалер ордена «Звезда Корчака». 

Роман Котов нарисовал образ школы будущего — как открытой адаптивной среды, в которой класс, как пространство будет преодолен, и трансформации которой будут инициированы всеми стейкхолдерами образовательного процесса — детьми, учителями, родителями. «Школа настоящего и будущего — как пространство, естественное и сообразное запросу детей, в котором дети чувствуют свободу и разделяют ответственность, в котором дети — соавторы». Роман Котов подчеркнул, что продюсирование педагогической магистратуры в интеллектуальном партнерстве с лицеем — это глубинное переосмысление возможностей школы как институции, создание качественно иных форматов социальных связей, наполненных содержанием, которое определит образовательные тренды в будущем, смысловая капитализация университетского потенциала в контексте школы, выход за рамки, создание перемен, расширение возможностей.

Уникальность магистерской программы заключается в том, что обучение происходит в процессе педагогического исследования и проектирования. Преподаватели и слушатели становятся обучающимся сообществом, создают команду, совместно работающую над решением педагогических проблем и собственным профессиональным развитием. 

Магистранты — действующие учителя — получают возможность применять полученные знания и осваивать новые профессиональные инструменты на практике.

Первая академическая группа из десяти первопроходцев  сформирована из команд Горчаковского лицея МГИМО и школы-партнера «Олимп-Плюс». 

Приобретенный исследовательский и социальный опыт поможет выпускникам магистратуры стать лидерами изменений в своих школах.

«Наша цель — подготовить уже действующих учителей к решению исследовательских задач в их ежедневной практической работе в классе. Проводить собственное педагогическое исследование — проектировать урок и образовательную программу и анализировать эффективность преподавания и обучения на основе объективных данных – необходимое в сегодняшней школе умение», — так описывает саму концепцию академической программы Марина Пинская, научный руководитель программы, ведущий исследователь в области образовательного неравенства и социально-экономического развития школы, навыков XXI века и компетенций «4К».

Стимулом к активному развитию педагогического направления в МГИМО стала успешная реализация программы профессиональной педагогической переподготовки «Родитель — Учитель», стартовавшей в марте 2020 в партнерстве Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО и частной школы «Наши Пенаты» — лидера в области очно-заочного обучения в России. Буквально через два месяца состоится первый выпуск программы. Сейчас идет работа над диверсификацией образовательных треков — в марте 2021 году второй поток начнет свой учебный процесс, параллельно стартуют несколько новых учебных программ.

Компетентностная модель новой магистратуры будет основана на следующих приоритетных навыках:

  • умение следовать за потребностями ребенка и выстраивать насыщенную образовательную среду вокруг него
  • способность реализовывать международные гуманитарные проекты 
  • умение руководить проектно-исследовательской деятельностью детей
  • навык постановки исследовательских вопросов и проблематизации собственных профессиональных исследований
  • умение ориентироваться в современных трендах и вызовах образования
  • навык использования актуальных данных в своей повседневной деятельности

Витольд предложил «перепридумать» процесс обучения — задуматься о том, что радость есть начало и основа любого содержательного процесса. Радость и потом успех, радость, которая откроет поле возможностей, за которой последуют ответственность,  чувство завершенного дела или проекта.  «…можно работать с мечтой ребенка, мечта как отправная точка, которая формирует образовательную повестку ребенка», — продолжил Роман Котов.

«В центре — ученик, и уже вокруг него средства образования, которые выстраивают его движение и учение», — откликнулась Марина Пинская и привела пример образовательной программы Уэльса для начальной школы, спроектированной вокруг двух ключевых целей — excellence и enjoyment (академическое совершенство и удовольствие, радость бытия). Марина Пинская актуализировала понятие well-being (благополучия, полноты бытия), которое становится центральным в современном контексте. Недаром курс Йельского университета The Science of Well-Being Йельского университета признан coursera самым популярным курсом за всю историю проекта.

Артем Мальгин, размышляя о повседневном рабочем инструментарии учителя, отметил насущность владения современными педагогическим технологяими, важность понимания международной среды и мировых трендов, практико-ориентированности и опоры на данные и предиктивную аналитику, умения создавать модельные масштабируемые решения, выработанные в результате экспериментов, собственного опыта, основанные на значительных доказательствах. 

«Стоит также отрефлексировать наши подходы к работе в языковых группах. Они могут быть применимы и продуктивны и в более универсальном поле —деление на микрокоманды, передача ответственности студенту, наращивание самостоятельности, индивидуализация, фокус на каждом студенте», — добавил Артем Мальгин. 

Вынесение профильной учебной методологии за рамки определенного направления отвечает кроссконтекстности нашего времени и синергетичности самых разных отраслей знаний.

Подходы, применяемые в доказательной педагогике, объединяют проблематику образовательных наук с медициной. Это позволяет думать о новой магистратуре, как об интернатуре для учителей, практической лаборатории ценностных и креативных смыслов, где будут рождатся новые подходы, исследовательские вопросы, педагогическая и организационная культуру, рутины и традиции, новая среда, которая будет конструироваться вокруг благополучия и независимости ребенка.■