Участники программы приступают к пилотированию авторских педагогических проектов

В родительском сообществе кроется огромный потенциал. 

О важности работы с родителями говорит ректор МГИМО А.В. Торкунов: «Мы понимаем, что сам процесс образования и воспитания — это улица с двусторонним движением: это ученик — учитель, наставник, и если в этом процессе активное участие наряду с учителями принимают родители, то результаты будут совсем другими».

Одна из педагогических программ МГИМО — программа профессиональной переподготовки «Родитель — Учитель» — была задумана как пространство для профессионального развития родителей, выбравших заочную форму обучения для своих детей в школе «Наши Пенаты». Программа родилась благодаря объединению усилий Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО и лидеров мнений в области комбинированного образования — Романа и Елены Котовых, которые занимаются разработкой и внедрением смешанных персонифицированных форм обучения.

Изначально цели программы охватывали именно систематизацию знаний и навыков родителей. По мере реализации пилотного этапа изначальные цели программы претерпели изменения и расширились. Человекоцентричность программы сыграла сущностную трансформационную роль. Команде — сооснователям, преподавателям, экспертному сообществу, организаторам — удалось создать среду, которая стала источником поддержки и вдохновения мотивированных состоявшихся специалистов, пробудив их желание масштабировать свои знания и навыки, выходить за рамки привычного опыта, контекста семьи — пробовать себя в новом качестве в роли тьюторов, дизайнеров педагогических программ, социальных предпринимателей — вносить свой вклад в развитие образования страны.

«Родители, заинтересованные в саморазвитии, расширении кругозора и профессионального инструментария для поддержки собственных детей и выхода за рамки семьи, могут стать точкой опоры системных позитивных изменений в образовании нашей страны», — так прокомментировала потенциал программы Елена Котова. 

Одним из центральных модулей программы стал модуль «Педагогический проект». Авторы и руководители модуля — Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, и Кирилл Заведенский, заместитель руководителя Центра проектного и цифрового развития образования РАНХиГС — признанные эксперты в области проектного обучения в нашей стране. 

Участники программы приступают к пилотированию авторских педагогических проектов

В проектном модуле участники анализируют текущую ситуацию в современном образовании, проблематизируют существующие дилеммы и разрывы, формулируют собственную амбицию и разрабатывают пути ее решения.

Результаты работы проектных команд — социальные и образовательные проекты, работающие на потребности современных ребенка, родителя, учителя.

«Задача проектной работы — не просто создать жизнеспособные версии проектов, но обеспечить вклад в развитие образовательных практик, то есть осуществить культурное и субъектное действие участников. Это сложное действие, к которому не готовят традиционные системы обучения, направленные на воспроизводство, поэтому оно удаётся не всем участникам. В ходе проектирования группы одновременно строят объект преобразований посильного масштаба и из себя складывают систему позиций, которая обеспечит реализацию проекта», — так определяет ключевую задачу проектного трека Кирилл Заведенский. 

Участники программы приступают к пилотированию авторских педагогических проектов

Работа в проектном треке включает два этапа — проектирование и дальнейшее пилотирование проекта на реальной площадке — в школах, образовательных лагерях и сообществах.  

9 июля прошла защита проектных работ участников второго потока программы. Семь команд представили свои инициативы внешним независимым экспертам. Среди них — Марина Пинская, научный руководитель магистерской программы «Современная педагогика и образовательный дизайн» МГИМО, Наталья Галеева, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ, Андрей Комиссаров, директор по R&D Университета 20.35, методолог образования, игропрактик, Динара Камелетдинова, старший преподаватель кафедры английского языка Горчаковского лицея МГИМО, Лика Чекалова, основатель и руководитель «Школы навигаторов», Елена Светлова, заместитель директора ГБОУ «Школа 58», Ирина Сидорова, советник губернатора ЯНАО, выпускники первого потока программы Любовь Шатхина, Ольга Самбурова, Лада Попова.

Обращаясь к участникам, Павел Рабинович подчеркнул: «Наша программа — уникальна. Мы разрабатываем новые образовательные модели и практики в условиях массового запроса на персонализацию. Пытаемся сделать вклад в развитие образования, одновременно проектируя и реализуя собственное развитие. К пилотированию готовы интересные проекты вместе с командой их реализации. 

Мы работали не для получения вами диплома или зачета, а для прохождения каждым участником уникального пути собственной трансформации: от непонимания и отторжения форматов работы до представления конструктивных предложений и занятия деятельностных позиций. Тернистый путь пролегал через погружения в новые области, изучение сложных статей и книг, встречи с различными экспертами (иногда с конкурирующими мнениями), сложноорганизованную проектную работу,  командообразование, многочисленные ситуации выбора, чередование успехов и провалов, вдохновение и апатию. Сегодня не экзамен, а праздник смыслов, деятельности и самоотверженности, это запуск нового этапа. Эксперты — ваши  потенциальные партнеры и советники».

Семь проектных команд представили свои работы на актуальные темы современного образования: инклюзивное образование, моделирование индивидуальной образовательной стратегии, расшколивание семьи, создание акселератора образовательных проектов и лаборатории развития мышления, проектирование универсального образовательного процесса с подбором цифровых инструментов.   

По каждому из представленных проектов эксперты ответили на четыре вопроса: допущен ли проект к пилотированию; на какой площадке возможно запустить пилот; готов ли эксперт помочь проекту и как; общие рекомендации по доработке проекта.

В результате защиты шесть из семи проектных команд были допущены к пилотированию своих проектов. Уже осенью команды приступят к реализации авторских проектных идей на практике, а в декабре участникам предстоит презентовать и защитить результаты пилотирования.  

Эксперты высоко оценили уровень подготовки участников, глубину проработки обозначенных проблем, дали ценные рекомендации по доработке проектов. Многие выразили готовность поддержать команды, поделиться своей экспертизой, провести консультации, включиться в методические разработки, предложили перечень реальных площадок для пилотирования. 

По словам Андрея Комиссарова, все представленные проекты оказались интересными, а сами команды продемонстрировали глобальное видение и вдумчивый подход к проблемам: «Сегодня день философско-методологических работ. Приятно, когда в образование приходят люди с такой подготовкой».

Ольга Кузнецова, участница программы, накануне защиты проектов поделилась своими впечатлениями об участии в программе: «На программу я шла за приращением родительских педагогических компетенций, а попала в лабораторию трансформации. На собеседовании при отборе в программу я сказала: “Я же просто родитель и не готова лезть на амбразуру”. Теперь же я вполне серьезно хочу изменять и влиять на изменения в нашей системе образования».

Защита педагогических проектов участников показала, что программа — способы взаимодействия, культура, форматы обучения — сработала на раскрытие потенциала участников и пробудили в них новые грани и профессиональные интересы, став иллюстрацией того, что каждый способен к прогрессу и освоению нового при поддержке и вере в свои силы.

Поздравляем участников с успешным завершением первого этапа работы в проектном модуле программы и желаем удачи на этапе пилотирования проектов.

  • Участники программы приступают к пилотированию авторских педагогических проектов