участники программы — люди уникальные

Интервью с Анной Федосеевой, куратором модуля «Психология»

Анна Федосеева, куратор модуля «Психология», кандидат психологических наук, преподаватель Института детства МПГУ и методист педагогов-психологов в программе «Учитель для России» делится своими впечатлениями о работе с участниками программы.

Программа «Родитель — Учитель» открывается модулем «Психология». Почему образовательная программа участников начинается именно с неё?  

— Для меня педагогика — это, в первую очередь, практика развития и саморазвития, то есть антропологическая практика. Педагог не просто создает условия для присвоения социальных норм и ценностей и усвоения знаний. Он сопровождает развитие человека, его становление как Образованного Человека, вырастание в культурный и общественный идеал. Педагогу крайне важно понимать, в какой сложный процесс он встраивается, какие возможности открываются перед ним и какие трудности его могут подстерегать. Поэтому интенсив по психологии открывает обучение наших участников.

В качестве аттестации участники могли на выбор пройти тестирование, написать эссе или же выполнить практическое задание. Какое задание показалось родителям наиболее интересным? 

— Думаю, это практическое задание — психолого-педагогическое наблюдение за ребенком. Такое наблюдение требует предварительной теоретической подготовки, ведь важно знать, куда смотреть, какие признаки наиболее информативны. Мало просто смотреть — нужно уметь видеть. Оказалось, что организовать развивающее взаимодействие с ребенком совсем непросто. Но участники проводили по три-четыре часа каждые выходные на протяжении месяца, чтобы разобраться в этих процессах и прийти к результату. Как сказала одна из участниц: «Это же наши дети!». 

— Какие навыки и компетенции удалось сформировать участникам в результате освоения модуля?

— Модуль нацелен на две ключевые компетенции: умение вести психолого-педагогическое наблюдение и умение организовать развивающее (педагогическое) взаимодействие. Обе эти компетенции требуют продолжительной тренировки, и в ходе изучения модуля участникам удается пройти первый уровень сложности.

Одна из самых частых тревог родителей — насколько нормативно развивается их ребенок. Возрастная психология дает представление о процессе развития, его закономерностях, индивидуальной вариативности. Наблюдая за детьми, мы получаем общее представление о том, на что важно обращать внимание, а какие проявления являются вариантами индивидуальности человека.

Навыки наблюдения за учениками и понимание вариативности развития позволяют учителю понимать, что происходит — и создавать условия развивающего взаимодействия в педагогическом процессе. Взаимодействие в зоне ближайшего развития — ключевая идея культурно-деятельностного подхода в психологии. Обучение должно вести развитие за собой. В содержании модуля мы пробуем на практике, на собственном педагогическом опыте проверить — что это значит. 

С какими трудностями пришлось столкнуться родителям — и как они справлялись с ними? 

— Перед участниками стояли задачи объективно сложные, но они с ними старались справиться, привлекая дополнительные ресурсы, советуясь друг с другом, рискуя, совершая ошибки. Здесь особенно ценными оказываются отклики, в которых люди делятся радостными открытиями о своих детях, начинают лучше их понимать, по-новому открывают себя во взаимодействии с собственными детьми.

«Мы давно так хорошо не разговаривали друг с другом», — сказала одна из участниц о том, как вместе с мужем и детьми обсуждала результаты психологического анализа данных наблюдения. Наблюдение за другим лучше помогает понять самого себя — к такому выводу пришли участники программы.

Ваше самое большое откровение от работы с родителями? 

— Участники программы — люди уникальные, общение с которыми доставило мне огромное удовольствие. Мне радостно думать, что я в таком замечательном сообществе единомышленников.

Люди с образованием, зачастую далеким от педагогического, признают ценность и трудность учительской профессии. В ходе обучения я не раз видела комментарии, в которых участники удивлялись тому уровню сложности, который возникает при качественном решении педагогических задач: «Я и не представлял, что к занятию в 30 минут придется готовиться целый день!»■