Родители и дети. Встреча с Александром Колмановским

Доверительные отношения с детьми, взаимопонимание и благополучие в семье — то, к чему стремятся, пожалуй, все родители.  

Однако часто возникают вопросы, на которые сложно ответить в одиночку. Нужен взгляд со стороны — взгляд человека с большим опытом общения с детьми и семьями, который увидит неожиданные закономерности, не всегда очевидные нашему частному опыту.

В минувшие выходные в гостях у программы РУ был как раз такой человек — Александр Эдуардович Колмановский — психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям. 

«Родители и дети. Поведение и характер: что врожденное, а что приобретенное?» — тема семинара, в котором приняли участие не только родители — участники РУ, но и педагоги и тьюторы из школьных проектов нашей образовательной группы.

Мы давно планировали встречу с Александром Эдуардовичем, но сложилось только сейчас. И мы очень-очень рады, что все получилось. 

Это была живая встреча — насыщенная, содержательная, эмоциональная, при этом теплая и душевная — о том, что действительно важно для каждого из нас, с ответами на вопросы, разбором отрывков из художественных и мультипликационных фильмов, а также реальных кейсов, в том числе из личного жизненного опыта участников. 

Центр Гиляровского на Столешниковом переулке — пространство, располагающее к диалогу, задающее настроение для того, чтобы задуматься над непростыми вопросами, связанными с отношениями в семье — что я могу делать по-другому? чему могу научиться? какие установки пересмотреть? 

Разговор шел о чувствах, самых разных — страхе, внутреннем дискомфорте, неуверенности и уверенности в себе — и поведенческих формах проявления этих чувств у детей и взрослых, о том, как понять, что в действительности испытывает ребенок в данный момент, как правильно реагировать и как мы делаем это «по привычке» — из позиции порицающего или сопереживающего родителя. 

«С одной стороны, лейтмотивом звучали знакомые слова — принятие, сочувствие, страх, агрессия, демонстративное поведение. С другой стороны, Александр Эдуардович говорил не установками, а логическими выкладками, из которых аудитория сама могла сделать вывод, например, о том, что игнорировать чувства ребенка — это значит усугубить ситуацию, — делится Татьяна Миронова, участница второго потока РУ. — Для меня важный акцент был в том, что следует реагировать не на форму проявления чувств, а на само чувство. Форма — обманчива».

Не обошлось без вопросов о наказании. Почему мы наказываем детей и срываемся на них? Какие чувства движут нами в такие моменты? Мы разбирались, в чем разница между наказанием и содержательным принуждением, как и когда может проявиться «побочное действие» наказания. 

«Детей нельзя ругать и наказывать никогда, ни в какой форме, ни по какому поводу, — такую позицию отстаивает Александр Эдуардович. — Любое порицание, наказание, ирония действует на детей в сторону “ты плохой”. Но это вовсе не означает дистанцированность или попустительство». 

«Встреча с Александром Колмановским — это возможность под другим углом взглянуть на детско-родительские отношения. Кажется, что мы все это знаем, но почему-то не используем в жизни. Этот разговор помог мне переосмыслить и присвоить некоторые правила поведения. Легче стало удерживаться на верхних этажах психики и если уж сорвался — быстрее возвращаешься обратно», — поделилась Татьяна Гончарова, участница второго потока программы РУ, мама троих детей.

А как быть с похвалой? «Практика постоянно хвалить ребёнка формирует в нём конкурентность, — считает Александр Эдуардович. — Настоящая уверенность в себе формируется у человека не тогда, когда родители восхищаются его достоинствами, а когда он видит, что они сопереживают его неуспехам и просчетам».

Мария Кузнецова, координатор академических программ, с благодарностью отзывается о встрече: «Большое спасибо Александру Эдуардовичу за такую теплую встречу и за напоминание, как даже положительная оценка ребенка со стороны взрослого может привести к формированию его собственного внутреннего неблагополучия. Как важно просто любить и хвалить не за что-то, а просто за то, что кто-то есть и сейчас с тобой рядом».

Мы рады, что разговор с Александром Эдуардовичем нашел столь живой отклик в нашем сообществе. Коллеги и родители продолжают делиться открытиями и теми переменами, которые начинают происходить в их семьях. В голове роятся мысли, появляются вопросы, хочется избавиться от привычных моделей поведения.

«Прекрасный день — появилось желание меняться», — пишет выпускница программы РУ Анастасия Агапитова, мама двоих детей. 

«Невероятно эффективные восемь часов моей жизни», — не скрывая восторга, делится Илья Коржик, заместитель директора школы «Олимп-Плюс», папа троих детей.

«Я очень люблю Александра Колмановского, мне созвучны все его мысли. Каждое слово, сказанное сегодня,  упало на нужную почву в нужное время», — рассказывает Елена Нежевенко, тьютор в Горчаковском лицее МГИМО.

Мы надеемся, что эта встреча даст старт серии встреч о детско-родительских отношениях.

  • Родители и дети. Встреча с Александром Колмановским