на пути к мечте

Если какой-то человек, например, — гений, но он никому не рассказал о своих идеях, то другие 150 человек, никогда гениями не станут, ведь им даже не у кого будет учиться.

Андрей Петрунев, участник конференции 

В современном образовании все большую актуальность приобретает парадигма  самостоятельного ученика — autonomous learner — когда ребенок сам — при поддержке взрослого — определяет траекторию своего развития, влияет на цели, содержание и организацию учебного процесса.

Программа «Родитель — Учитель» была задумана как программа профессионализации для современных ищущих родителей, готовых дать ребенку свободу в проектировании своей образовательной повестки.

Сердцем программы, источником учебной мотивации и импульсом к профессионализации и реализации образовательных инициатив стала детская конференция «Школьники, изучающие и меняющие мир», а ее основным зачинщиком — Алексей Викторович Голубицкий, член экспертного совета программы, директор «Школы будущего» в Калининградской области.

13 ноября более 70 юных участников программы — в возрасте от 6 до 17 лет — на площадке Горчаковского лицея МГИМО представили результаты своей работы в детском проектном треке. 25 ноября состоялся заключительный — дистанционный — этап конференции, где свои проекты и исследования в онлайн-формате представили дети, которые не смогли принять участие в очной встрече. 

на пути к мечте

Детско-родительская конференция — пространство поиска себя через новые открытия о мире, который нас окружает. Это возможность для ребенка самостоятельно выбрать тему работы, сформулировать цели, придумать и реализовать самую неожиданную идею, погрузиться в тему, которая интересна именно сейчас, поделиться своими мыслями, найти ответы на вопросы. Это свобода фантазии, творчества и самоопределения. 

Конференция выросла за 18 месяцев. В открытии звучали голоса выпускников, ребята делились опытом и ростками своих проектов. Вот-вот и вылупится ученический акселератор.

Уже второй год подряд участие в конференции — большое семейное дело — родители и дети объединяются в команду и сообща воплощают идеи в реальность. Это важный опыт проб для детей, а для родителей — возможность помочь ребенку получить этот незабываемый опыт.

Обращаясь к участникам конференции Роман Котов, сооснователь программы «Родитель — Учитель», проректор МГИМО по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию, отметил: «Сегодня мы открываем мероприятие семейного формата. Совместная работа родителей с детьми — совместная работа семьи — является для меня определяющей в современном мире. Все, что мы можем сегодня сделать в семье, реально определит наше будущее и будущее наших детей. Очень здорово, что дети работают вместе с папами и мамами и делают общее дело. Пусть этот опыт станет новым импульсом для развития каждой семьи, которая сегодня принимает участие в конференции». 

Школьники, изучающие и меняющие мир, — невероятное по атмосфере и энергетике событие, живой диалог с детьми о том, что их вдохновляет. Алексей Викторович Голубицкий — автор идеи конференции и куратор модуля «Современные педагогические технологии», изобретатель и мудрый волшебник — уже второй год подряд вдохновляет родителей объединиться со своими детьми вокруг общего дела — и рассказать о результатах совместной работы. 

Разнообразие интересов детей удивляет. Развитие критического мышления у подростков, экология и прогресс, мнемотехники для запоминания информации, переработка алюминия, история Великой Отечественной Войны, палеонтология, рефрейминг эмоционального опыта через технологию зеркальных нейронов, пластилиновый мир и мультипликация, создание авторских кондитерских изделий. Участники представили более 50 проектов и исследований в формате стендовой выставки, очных и онлайн-презентаций.

«Детская конференция твёрдо встала на ноги! Важно, что любому проекту на ней есть место и находятся свои почитатели. От сложной инженерной конструкции до миниатюрной лепки из пластилина. Все достойно внимания и признания», — не скрывает восхищения Наталия Сергеевна Киреченкова, методист программы. 

«Конференция проходит уже во второй раз. Для меня она стала одним из главных событий года. Мы долго готовимся к этому мероприятию, чувствуем большую ответственность и особый трепет перед встречей с самой искренней и творческой аудиторией нашего сообщества, — делится Мария Кузнецова, куратор конференции. — И если послевкусием становится теплая атмосфера поддержки, участия и радостных открытий, а дети пишут, что уже придумали следующий проект, кажется, что все было правильно, и мы будем продолжать».

на пути к мечте

Инновация этого года — интеграция с магистрантами — студентами первого и второго потоков магистерской программы МГИМО «Современная педагогика и образовательный дизайн». 

Секция социальных проектов в партнерстве с учениками — результат совместных инициатив со школой «Незнайка», Калужским «Орионом», Воронежским благотворительным фондом «Общие дети», Грозненским интернатом для глухонемых воспитанниц, учебным центром при онкоклинике имени Блохина.

«Основная идея подготовки и реализации социальных проектов для магистрантов — в том, чтобы дать возможность педагогам  «примерить» на себя подобного рода проекты, погрузиться в социально-значимую деятельность, — рассказывает Алексей Викторович, автор идеи. — Это позволяет лучше понять, как устроены такие проекты, как их лучше осуществлять с детьми. Наши магистранты вышли далеко за пределы учебной задачи. Их рассказы о замысле, реализации и полученных результатах не оставили равнодушными всех пришедших на методическую секцию нашей конференции. Состоялась «живая» дискуссия, было много вопросов и восхищенных комментариев».

Участники делились своим опытом выхода за рамки школы и деятельного погружения в контексты, в которых полезны их знания, опыт, энергия. Сами форматы и содержание были самыми разными: запуск направления арт-терапии в интернате для глухих и слабослышащих с мастер-классом по пластилинографии, проектные методики и наставничество в школе «Орион», погружение в английский через коммуникативную методику и основы мультипликации в онкоклинике имени Блохина.

В завершении дня — вручение именных дипломов. У каждого автора и руководителя проекта или исследования — своя уникальная номинация. Новаторские средовые решения, разработка новых педагогических технологий в игровом формате, развитие практик взаимообучения, возрождение наследия в современном контексте, синтез творчества и образования, эволюция культуры мышления, созидательное рукотворное начинание…

В качестве сюрприза — сладкие подарки от учеников «Школы будущего» Алексея Викторовича — пряники с айдентикой РУ. Отдельно хочется отметить, что идейным вдохновителем дизайна одного из пряников стала Настя Морозова, дочка Елены Митрофановой, участницы второго потока. Рисунок Насти — цель + мечта = целая мечта — украшает вкусные подарки.

«Вы смогли не только изучить или изменить этот мир, но рассказали об этом друг другу, вдохновили ваших коллег на новые приключения, исследования и проекты. Не останавливайтесь на достигнутом, и если что-то придет вам в голову — постарайтесь обязательно это реализовать», — напутствовал участников Алексей Викторович.

Мы благодарим детско-родительское сообщество за этот невероятный день, настроение, открытость, теплоту, энергию и вовлеченность. Вместе нам удалось прожить день, который надолго останется в сердце каждого из нас.

  • на пути к мечте