Ярмарка педагогических проектов второго потока программы «Родитель — Учитель». Новые горизонты

Можно рефлексию?
— Конечно.
— Кто были эти люди, которых мы слушали? Они ведь не педагоги?
— Это родители, просто родители.

Концепция непрерывного обучения или lifelong learning прочно вошла в нашу жизнь. Мир неизменно меняется и никогда не будет прежним. 

Успех, признание приходит к тем, кто открыт новым знаниям, готов учиться и меняться, реализовываться в новых, порой неожиданных для себя профессиональных ипостасях.

Учиться никогда не поздно. В этом ключе любопытно проанализировать опыт мирового сообщества — оказывается и в 96 лет можно получить первое высшее образование. Накопленный жизненный опыт позволяет нам лучше понять себя, свои интересы и осознанно выбрать направление дальнейшего движения. 

Программа педагогической переподготовки «Родитель — Учитель» органично встраивается в концепцию lifelong learning. Студенты программы — это родители, обладатели одного, а часто и нескольких высших образований, зрелые состоявшиеся специалисты из разных областей, заинтересованные в саморазвитии, расширении кругозора и профессионального инструментария, готовые делиться своим опытом с другими и менять мир к лучшему.

Участие в программе — это их осознанный выбор, обусловленный интересом к сфере образования, желанием развивать родительские компетенции для сопровождения заочного обучения детей, а также внести собственный вклад в обновление системы российского образования. 

Все смысловые модули программы организованы вокруг модуля «Педагогический проект». Участники (родители) разрабатывают проекты, направленные на решение актуальных проблем в сфере образования. Тематика проектов варьируется от персонализированного, продуктивного, инклюзивного образования до создания масштабируемых изменений в области школьных сообществ и организационной культуры. Авторы и руководители модуля — Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, и Кирилл Заведенский, заместитель руководителя Центра проектного и цифрового развития образования РАНХиГС. 

Проектный модуль РУ — это клуб воображения, творческая мастерская и акселератор, это не только возможность разработать авторский педагогический проект, но и воплотить его в жизнь на реальных площадках, заинтересованных в новаторах из родительского сообщества. 

С марта по июль проектные команды второго потока разрабатывали собственные практики и модели персонализации образования, мышления, деятельностных проб, социализации, расшколивания, инклюзии, воображения и со-творчества, акселерации педагогических практик. Проекты прошли экспертное обсуждение и допущены к пилотированию в образовательных организациях.

По словам Павла Рабиновича, за время работы в проектном треке участники прошли «…уникальный путь собственной трансформации: от непонимания и отторжения форматов работы до представления конструктивных предложений и занятия деятельностных позиций». 

6 сентября состоялась ярмарка проектов.

Ярмарка педагогических проектов второго потока программы «Родитель — Учитель». Новые горизонты

Кирилл Заведенский и Павел Рабинович поделились опытом реализации этого нового для программы формата: 

«Новый формат Ярмарки — Аукциона является элементом на пути к нашей большей амбиции — включить пилотирование (то есть пробу реализации сложных трансформационных проектов) внутрь “тела” программы. Тем самым не только спроектировать реальные преобразования, но и найти социально приемлемую форму для своего шага.

Как правило, форматы обсуждения разработанных проектов (demo day, день партнерства, презентации стартапов и пр.) останавливаются на выявлении интереса и фиксации предварительных договоренностей команды проекта и внешних участников (стекйхолдеров, потребителей и пр.). А дальше — забыли, времени не хватило — деятельность не запускается.

Мы решили переломить эту тенденцию и организовать принципиально иной тип коммуникации — складывание реальных соглашений и деталей сотрудничества проектов и партнеров-площадок. И, чтобы сохранить подлинность деловой коммуникации, — внесли интригу. “Соглашение о пилоте” возможно только при взаимной ставке партнеров: выбирает и площадка и команда проекта.

Нужно понимать, что для образовательной организации взять на пилот внешнюю команду — большой риск. Поэтому мы рады, что удалось достичь более восьми реальных договоренностей! Спасибо всем нашим партнерам: география участников простиралась от Москвы до Дальнего Востока».

Результаты ярмарки возвращают нас к мысли о безграничности потенциала родительского сообщества. Сама среда, созданная программой, поддержка инициатив участников, глубокое содержательное сопровождение их работы помогли раскрыть этот потенциал. Родители поверили в свои силы и реальную возможность внести вклад в развитие образовательного ландшафта страны.

Наталья Лапкина, участница команды Лаборатория мышления MindLab, рефлексируя опыт работы в проектом модуле, отметила: «Для нашей команды проектный трек оказался тем самым продуктивным образованием, про которое мы и разработали свой проект. Через действие и мыследействие мы развивали свое мышление. Не просто на словах, но на деле мы прокачивали в себе востребованные сегодня навыки. Получается, что на личном опыте мы прожили все то, что предлагаем в нашем проекте детям».

Эксперты отмечают уровень продуманности представленных на ярмарке проектов. «Мне понравились многие проекты, именно те смыслы, которые в них заложены. Инклюзия, например, меня привлекла тем, что с этой темой мы работаем в школе на протяжении многих лет. Отдельно хотелось бы отметить работу самой команды, когда шел конкретный разговор, осмысление. Взаимодействие, общее видение команды — это дополнительный плюс в принятии окончательного решения», — поделилась Наталья Щинова, директор МБОУ ВСШ №27 г. Новосибирска.

Проектные команды РУ договорились о сотрудничестве с образовательными учреждениями Москвы, Перми, Нефтеюганска, Самары, Санкт-Петербурга, Оренбургской области, Наро-Фоминска и Новосибирска. Планируемый период пилотирования — сентябрь-декабрь 2021 года.

«Что может быть лучшим подарком, если не востребованность сделанных проектов от Москвы и до самых до окраин, с южных гор до северных морей! Ура, наши замечательные со-творцы!» — тепло, не скрывая эмоций, Павел Рабинович поздравил команды с завершением аукциона. 

Мы не перестаем удивляться визионерству и смелости наших сооснователей — Елены и Романа Котовых, которые вовлекли родителей в сотворчество и создали ресурс для их профессиональной реализации в одной из самых востребованных и актуальных областях для развития человеческого капитала.

«… настолько приятно видеть такую глубокую заинтересованность. Некоторых родителей я бы по-хорошему отличила от педагогов. 

Оценка эффективности — то, что мы вступили в диалог. Я пришла задавать вопросы с позиции эксперта, а оказалась уже интервьюируемой. Придя экспертировать, я оказалась сама под экспертизой родителей. С коллегами мне было очень интересно,  практически диалог равных партнеров получился», — с воодушевлением рассказывает Елена Капкова, директор МОАУ СОШ №34 г. Оренбурга.

По следам рефлексии Кирилл Заведенский предложил использовать способность к репозиционированию как нестандартный подход в оценивании проектов: «Мы будем мерить эффективность количеством смены позиций, неожиданных поворотов или смены проектов». 

Отрадно, что в ярмарке проектов приняли участие и выпускники первого потока программы и в роли авторов проектов, и в роли модераторов переговоров проектных команд и школы-заказчика. 

60 процентов выпускников первого потока фокусируются сейчас на различных образовательных проектах, присоединившись к командам школ, центрам неформального и дополнительного образования, или стартовав собственные проекты.

Один из законодателей филантропии в образовании у нас в стране, Рубен Варданян, в наших совместных диалогах делился своим видением эффекта от социальных инициатив. Так вот, системные изменения происходят в горизонте 25 лет.

Программа «Родитель — Учитель» — в начале пути. Мы готовимся принять третий поток. В перспективе 25 лет — это более 200 проектов, программ и продуктов — во благо детей, учителей, родителей. Инициатив, насыщающих ландшафт российского образования новыми содержанием, форматами и нормами, чтобы каждый человек мог найти и проявить себя.

Программа РУ уже стала катализатором развития кластера педагогических программ МГИМО. Фактически из нее выросли кафедра образовательных систем и педагогических технологий и программа магистерской подготовки «Современная педагогика и образовательный дизайн».  

«Разработка новых форматов подготовки и профессионального развития учителей и школьных команд — это значимое направление в жизни университета, вклад нашего сообщества в социальное пространство страны», — комментирует Артем Мальгин, проректор по развитию МГИМО.

Обновление педагогической культуры родителей, учителей и профессионалов в области образования — это полноценная реализация имеющейся стратегии, нацеленной на развитие человеческого капитала.