академическая программа

замысел | концепция

Программа профессиональной педагогической переподготовки «Родитель-Учитель» задумана как программа профессионального развития родителей, которые обучают своих детей на заочном и семейном отделении школы «Наши Пенаты». 

Программу основали Роман и Елена Котовы в партнерстве со Школой бизнеса и международных компетенций МГИМО. Первый поток участников начал обучение в марте 2020 года. 

В проектировании и реализации программы принимают участие ведущие эксперты в области российского образования: Юлия Вешникова, Алексей Голубицкий, Витольд Ясвин, Марина Пинская, Артем Соловейчик, Наталья Галеева, Катерина Поливанова, Павел Рабинович и Кирилл Заведенский

Программа ориентирована на осознанных родителей, проактивных и думающих людей, у которых есть запрос на качественное образование, глубокое погружение в новую профессиональную сферу, а также систематизацию тех знаний и навыков, которыми они уже хорошо владеют. 

Поэтому цель академической программы — предоставить родителям ресурсы, которые могли бы усилить их компетенции и помочь освоить новые: психолого-педагогическое наблюдение, разнообразные педагогические технологии, проектирование программ и уроков, выстраивание индивидуальной траектории и тьюторского сопровождения ребенка.

Наши студенты — полноправные соавторы всех процессов. Они влияют на содержание учебной программы и способы ее реализации, проявляют инициативу, участвуют в рецензировании модулей, курсов и сессий. Вместе мы стараемся сформировать современную и интенсивную по содержанию образовательную программу, которая будет отвечать запросу времени, современной школы и самих студентов. 

Ключевые принципы программы: 

  • Практикоориентированность — выпускники программы становятся носителями компетенций современного учителя, могут применять педагогические технологии и выстраивать образовательный процесс отдельного ребенка и группы детей
  • Актуальность и научная база — практики и подходы, зарекомендовавшие себя в педагогике и отвечающие требованиям современного ребенка, ориентация на актуальные научные исследования
  • Ценностная рамка — гуманистический подход в педагогике, индивидуализация и персонализация образования, ребенок в центре образовательного процесса, возможность для каждого реализовать свой потенциал 
  • Гибкость, партнерство, сотворчество — открытость к совместному проектированию, быстрая реакция на обратную связь, роль участников программы как ее соавторов
  • Свобода выбора, самостоятельность, ответственность — субъектная позиция участников программы, готовность брать на себя ответственность за выбор уровня сложности, глубины погружения, самостоятельно регулировать свою нагрузку
  • Сотрудничество и поддержка — совместная и командная работа участников, взаимопомощь в индивидуальной работе, готовность помогать и поддерживать друг друга в образовательном процессе
  • Разнообразие — отражение в программе различных школ, подходов и технологий, из которых каждый участник может составить собственный набор инструментов
  • Целостность — исчерпывающая картина ключевых проблем, трендов и подходов в современном образовании и того, как новый учитель может и должен работать

Цели программы:

  • предоставление родителям ресурсов, которые могли бы усилить их компетенции и помочь освоить новые: психолого-педагогическое наблюдение, проектирование программ и уроков, выстраивание индивидуальной траектории и тьюторского сопровождения ребенка
  • создание нового образа заочной формы обучения как образования будущего, позволяющего учитывать интересы и потребности ребенка
  • дизайн архитектуры актуального педагогического образования и продвижение лучших современных педагогических практик и подходов
  • продвижение смешанных очно-заочных форм обучения и парадигмы «самостоятельного ученика» (autonomous learner)
  • поддержка профессионального развития мотивированных состоявшихся специалистов, обладающим огромным потенциалом, желанием масштабировать свои знания и навыки и вносить свой вклад в развитие образования страны.

модель | архитектура

Программа «Родитель-Учитель» сконструирована на основе образовательной парадигмы «самостоятельного ученика» (autonomous learner), определяющего свою образовательную повестку и формирующего свою траекторию развития. 

Структура обучения состоит из шести практикоориентированных модулей: 

  • педагогический проект
  • психология
  • практическая дидактика
  • современные педагогические технологии
  • тьюторское сопровождение
  • педагог дополнительного образования
академическая программа

Все модули предлагается изучать применительно к практическим навыкам педагога дополнительного образования и тьютора. Это возможно, когда студент применяет приобретенные навыки в выстроенной для этого среде и в реальной образовательной практике. 

В рамках каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация. Участники  создают свой курс дополнительного образования, разрабатывают и проводят урок, проводят психолого-педагогическое наблюдение за ребенком и тьюториал, а также выступают в роли руководителя ученической проектно-исследовательской деятельности.

Модуль «Педагогический проект» является сквозным модулем программы. На протяжении девяти месяцев участники разрабатывают педагогические проекты, призванные ответить на значимые актуальные вызовы  российского образования и предложить современные практические решения.

Мы стремимся создавать среду, в которой каждый сможет как получить необходимую базу для профессиональной деятельности педагога, так и глубже погрузиться в те темы и практики, которые интересны и важны именно этому студенту, с опорой на его личный и профессиональный опыт и планы дальнейшего развития.